Интервью с современным художником

21 февраля 2024

Валерий Г. Гриковский (родился 10 июля 1975, Ленинград, СССР) — современный российский художник (графика, живопись, инсталляция). Активно экспериментирует с новыми материалами и техниками. В своих проектах пытается расширить пространство традиционного искусства и сочетать традиционные художественные методы с цифровой современной культурой. Использует в проектах объекты живой природы, минералы, окаменелости, фрагменты энтомологических коллекций. Известен, как основоположник «Pinning Art», как объединяющую науку и искусство художественную практику. Увлекается энтомологией (коллекционирование жуков).

Как отдыхают художники

Существует миф, что художники - особенные люди. Это и так, и не так. Люди они обычные, но занятие искусством все-таки имеет определенную специфику, как и любое другое занятие. Художники - разные, подходы разные и занимаются они разным. И искусство тоже не одинаковое, а разное.

Я считаю, что искусство – интеллектуальный вид деятельности. Я люблю говорить фразу: «основная работа художника происходит в голове». Голова отдыхает, когда она меняет вид дeятельности. Поэтому здесь важно на каком этапе находится художник.

Стандартная история, когда работа художника в современном мире предсказуема, понятна, логична и подчинена определенным циклам. Сначала приходит идея, потом ты понимаешь, что будешь делать, какой проект, какую серию работ, далее ты садишься и делаешь этот проект у себя в мастерской. В среднем работа над проектом занимает от нескольких месяцев, полугода до года, полутора лет. В среднем – год. В этом время ты сидишь, работаешь, четко понимаешь, что делаешь, все это подчиняется вполне определенной арифметике. Когда ты красишь картинку у тебя возникает куча вопросов, которые ты можешь решить, только сделав следующую работу. В конце определенной работы ты знаешь какая будет следующая. Сделав следующую, ты знаешь какие будут две следующие. Одно тянется за другим, ты не сидишь и не ждешь вдохновения. Оно приходит во время работы. Твоя задача – всё это сделать, потратив безумное количество человеко-часов.

Затем проект попадает в публичное пространство, галерею, музей, на выставку, происходит выход художника из своего затворничества, из своей мастерской, общение с публикой, с посетителями, поклонниками и поклонницами, искусствоведами, кураторами, коллекционерами, журналистами… Коммуникативный период: открытие выставки, круглые столы, кураторские экскурсии, авторские экскурсии, лекции, общение с клиентами. В это время проект начинает жить своей жизнью, он где-то выставляется, он переходит в другие публичные пространства, частные коллекции, музейные коллекции, ездит по городам. И вот здесь как раз и возникает период, когда художник должен остановиться и понять, что же он сделал. Посмотреть на свой проект со стороны. До этого момента он находился внутри проекта, ему казалось, что всё, что он сделал - хорошо или наоборот плохо. Это были очень субъективные впечатления. Когда проект находится в публичном пространстве, он обрастает оценками, художник имеет возможность посмотреть на свой проект и свое творчество со стороны.

В этот момент хорошо куда-то съездить, где-то отдохнуть, поменять обстановку, отойти от прошлых впечатлений и постараться получить новые впечатления. На горизонте уже стоит вопрос следующего проекта: что делать дальше, куда двигать дальше. Чтобы это понимать нужно осознать, что ты сделал, какое место в твоем обществе или в целом в искусстве занимает оконченная работа. И, наверное, места отдыха в виде санаториев, гостеприимных мест будут очень кстати. В таких случаях я люблю уехать куда-нибудь на месяц, походить по берегу моря, Залива, океана, попинать камушки, походить по лесу, поездить, посмотреть, остыть от предыдущего, периодически вспоминая, пытаясь понять, что ты сделал, что это было, что родилось и куда двигаться дальше. И где-то за месяц, два, три приходит осознание и новые идеи.

И вот так художник в современном мире, с периодичностью в полтора года выдает большие серьезные проекты. Пока художник работает – он работает 24 часа в сутки и во сне, и наяву, и в мастерской, и по дороге домой. А отдыхает в общепринятом смысле именно в период между большими серьезными работами и проектами. И здесь лучший отдых - это смена обстановки и впечатлений. Это путешествия. Или наоборот затворничество где-нибудь в глуши.

Тревожные состояния, грусть, напряжение – помогают или мешают творческому процессу

Скорее помогают, потому что, как мне кажется, творчество растет из момента несоответствия этому миру. Творчество процесс познавательный. Творчество нужно человеку, чтобы познавать этот мир, познавать себя в этом мире. А когда человек четко понимает свое место, то ему и творчество не нужно. Творчество вырастает из неуверенности, незнаний, из желаний что-то узнать, из комплексов, из сомнений. Творчество помогает эти сомнения разрешить. Поэтому любые состояния, любые отклонения от спокойного аморфного состояния полезны для творчества.

В человеческом смысле грусть, тревога не есть что-то хорошее. Но на то и есть творчество, чтобы превратить это в какой-то продукт и выйти через творческий акт к чему-то. Существует даже целое понятие, прикладное, арт-терапия - художественные практики, которые помогают преодолеть стресс, комплексы, психические или психосоматические негативные состояния. Поэтому для творчества, наверное, это полезно. Для человека, для его душевного спокойствия - вредно, а для творчества любые отклонения полезны.

Самые интересные, самые неожиданные для меня работы, в результате самые эффектные, я создавал в периоды каких-то неувязок, сложных моментов в жизни, ссор, стрессов, чего-то такого от чего мне было по-человечески нехорошо, но это позитивно влияло на творчество. Вот такая странность, но с другой стороны закономерность. Творчество существует для того, чтобы познавать этот мир, менять себя и двигаться от плохого к лучшему.

Что точно должно быть в санатории с точки зрения художника

Важно в какой момент своего творческого или жизненного пути художник попадает в санаторий. В идеале, художник появляется в санатории, когда он завершил работу, которая выставлена, которая существует в публичном пространстве. Очень важно, чтоб производственный цикл был завершен, чтобы работа, не просто картина, а серия картин, проект, чтобы они были придуманы, сделаны, выставлены, получили оценку общественности или специальную оценку, увидены зрителем, приобретены коллекционерами, музеями, галереями. Вот тогда цикл завершен, и можно приступать к следующему проекту.

В санатории должно быть такое строение инфраструктуры и архитектуры, ландшафтного устройства, чтобы у художника была смена впечатлений. Мне важно, чтобы были видовые площадки, чтобы я мог погулять, посмотреть вдаль, посидеть на скамеечке, пройтись еще, потому что я думаю ногами. Мне важно не просто сидеть или лежать в гамаке, шезлонге или на кровати. Мне важно ходить. Должны быть пешеходные зоны. Должно быть достаточное количество мест для минутного отдыха, скамеек.  Я очень страдал иногда – тропа есть, а присесть некуда. Потому что хочется порисовать внезапно открывшийся вид, кустик, дерево, изгиб дорожки, перспективу аллей. Начинаешь садиться на пеньки, бугорки или просто фотографируешь и думаешь – ладно, я потом нарисую. В нашем регионе возможность рисования на открытом воздухе ограничена. Это не Крым, не Италия и не Испания. При минус 10, и даже при 0 на улице особо не порисуешь, мерзнут руки, остается только фотографировать и рисовать в мастерской. Тем не менее в теплое время года удобны лавочки, освещение, такое устройство дорожек, чтобы открывались разные виды - это работа ландшафтного архитектора, чтобы за каждым поворотом тропы было перспективное построение, потому что художник занимается формообразованием, он видит мир как совокупность плоскостей, объектов, линий, световых пятен, теней, он не видит мир как совокупность кустиков и дорожек. Для художника они превращаются в геометрические формы, объекты и тела. Обилие, богатый субстрат, богатая почва для формообразования художнику очень важны.

Художники часто ночные люди и хорошо, если есть возможность ночной жизни.

Художник отдыхает глазами, ушами, гуляя, смотря, насыщаясь впечатлениями. Для меня идеальный санаторий - это то место, где я могу гулять, видеть красивый ландшафт, могу где-то присесть, посмотреть, повздыхать, порисовать в блокнотик, встать и пойти дальше. Пожалуй, здесь мои ожидания очень скромные.

Какие мысли приходят на природе, в лесу или на берегу Залива…

Художник занимается формообразованием, он видит берег Залива не просто как массу воды, наверное, химик в этом видит массу воды с растворенными в ней химическими веществами, географ видит что-то свое, геолог свое, а художник видит линию горизонта, как она сливается с небом, или горизонтальную или диагональную структуру волн, теней, пятен на поверхности воды, художник видит не какие-то геологические породы, а берег, который идет по восходящей или нисходящей линии. Художник видит линиями, плоскостями, пятнами, массивами, поэтому любой вид – будь то город, берег Залива или лес – художником воспринимается как совокупность планов, объектов, теней, светотеневых построений, кулис, декораций, почти театральных. 

Если художник работает с социальными, общественно-значимыми темами, то я вполне допускаю, что в лесу ему могут приходить мысли о дереве, которое среди множества других деревьев обладает своей индивидуальностью. Могут приходить самые разные мысли. Все зависит от того, чем занимается художник, какую тему он разрабатывает и на чем основывается его творчество.

Я очень люблю биологическое начало в своем искусстве, и для меня изобразительное искусство - это метод познания окружающего мира. Мне всегда интересно какие деревья и растения меня окружают, как устроен биотоп. И я очень стараюсь обращать на это внимание, чтобы потом использовать сходные механизмы в своем творчестве.

Есть разные подходы – когда ты конструируешь что-то вроде некоего механизма, к этому пятнышку прикладываешь другое, второе, третье четвертое. Прикладываешь исходя из своих представлений, из своего волевого начала. Такой некий искусственный путь создания. Есть противоположный путь – естественный путь создания художественного произведения, который вырастает по образу и подобию организма. Пятнышко диктует по своему закону то, каким должно быть пятнышко соседнее.

Часто художники сравнивают свое творчество с процессом роста дерева из семечка.  В семечке виден прообраз будущего дерева, так же в каждом элементе художественного касания холста, в каждом художественном акте чувствуется общий замысел, словно в микрокосме отражается весь макрокосм.  Наиболее естественным образом на такой строй мысли наводит именно живая природа. В частности – лес. Для меня и лес, и водоем, и берег Залива -  это фрагменты живой природы со своими законами, со своими сложными биологическими системами, у которых я могу учиться, которые я могу наблюдать и имитировать в своем творчестве. Творец с маленькой буквы, в данном случае.

Художник подражает, создает свои миры, подражая Творцу, и если, говоря в религиозной концепции, Творец создал весь мир, всю природу, то художник создает свои миры и вселенные, на плоскости холста в рамках своих художественный практик, и здесь художественные практики имитируют практики естественные. Поэтому в лесу и на берегу Залива я каждый раз восхищаюсь сложностью мироздания. Но я стараюсь не просто восхищаться, а постигать, познавать.

Я часто читаю большое количество литературы по биологии, геологии, ботанике, палеонтологии, энтомологии. Особенно если нахожусь в новом для себя месте, регионе или стране мне интересно, что же здесь есть, как устроена природа, какие обитатели флоры и фауны меня окружают, стараюсь активно использовать эти знания в своем творчестве. Это дает мне богатый материал и фактический, и интеллектуальный.